Какой-либо танец категории бальных практически невозможно
встретить в ночном клубе или на дискотеке. Массовость и строгий канон
спортивного бального танца - вещи несовместные. Подобная ситуация привела к
созданию новых танцев, носящих импровизационный характер, не требующих
многолетнего изучения, исполняемых под модные современные мелодии и оттого
более естественно выглядящих на дискотеке, чем на спортивном состязании. Один
из подобных танцев - хастл.
Основная причина популярности хастла - быстрота изучения (за счет простоты и
импровизационного характера), пара месяцев - и Вы можете уже как-то танцевать.
Хастл относится к городским молодежным танцам (в англоязычной литературе
используется термин "social dance" - "общественный танец"),
исполняемым на вечеринках, в клубах и на дискотеках. В США этот танец стал
частью системы образования (его преподают в некоторых школах и колледжах, в том
числе - в Йельском университете). В остальных странах его не выделяют в
отдельный танец, а относят к так называемому "свободному стилю".
В переводе с английского "hustle" - "толчея",
"энергичная деятельность". Название определяет судьбу - этот танец
исполняется с учетом крайнего дефицита жизненного пространства, два свободных
квадратных метра площади - все, что нужно для занятий хастлом, что и определило
его "дискотечную" направленность. Будучи импровизационным танцем,
хастл не имеет жестких рамок, четкого определения фигур и позиций, что и
препятствует внесению его в число бальных - есть только техника и стиль ведения.
Конкурсы пар, танцующих хастл - скорее, выяснение, кто же является подлинной
звездой вечеринки, чем спортивное состязание. Попытки привести хастл к единому
стандарту пока встречают яростное сопротивление самих же "энтузиастов от
хастла", утверждающих, что это нанесет страшный удар по демократизму и
универсальности танца. Это, пожалуй, единственный танец, в методике обучения
которому сделан упор на обязательное посещение дискотек.
Музыка хастла - это диско-музыка (особой популярностью у любителей хастла в США
пользовались композиции Донны Саммер - Donna Summer): музыкальный размер 4/4,
темп - 30 тактов (120 ударов) в минуту. И хотя сейчас все больше
пропагандируется утверждение о том, что хастл можно танцевать под любую музыку,
в США как для начинающих и любителей (Bronze), так и для профессионалов темпы
28-30 тактов в минуту являются признанным стандартом.
Необходимое отступление - о диско-музыке. Ее отличительная особенность - особый
ритм, диско бит ("Disco Beat"). В чем его уникальность?
Каждую мелодию можно условно разбить на равные части. В каждой такой части,
называемой тактом, Вы явно слышите одно и то же количество "ударов"
(из них и слагается ритмический рисунок музыки), каждому из которых
соответствует звучание ноты определенной продолжительности. На первый удар, так
называемую "сильную долю", обычно акцентируется ударение, за
исключением ряда случаев (синкопа). Акцент легко различим в общей мелодии - как
правило, это либо особенно громкий "стук" ударных, либо звучание какого-либо
отдельного ударного инструмента. Оригинальность диско бита - в отсутствии ярко
выраженной сильной доли. Ритм монотонен и однообразен, что, кстати, и служило
одним из поводов утверждений о примитивности диско-музыки. С другой стороны,
благодаря подобному ритму упрощалась задача танцоров (танец можно начинать с
любого удара) и ди-джеев (стало возможно микшировать мелодии, создавая
многочасовые непрерывные программы). Как любят говорить американцы, ритм из
"Тик-Так" (случай обычной музыки) превратился в "Пуфф-Пуфф"
(в диско-музыке).
Как только возникает вопрос о хореографии хастла, начинаются разночтения и даже
войны приверженцев различных версий. Как результат - огромное количество
вариаций хастла: западный хастл ("Western Hustle"), континентальный
хастл ("Continental-American Hustle"), лос-анджелесский хастл
("L.A.Hustle"), латиноамериканский хастл ("Latin Hustle"),
нью-йоркский хастл ("N.Y.Hustle"), "уличный" хастл
("Street Hustle"), "двойной" хастл ("Double
Hustle"), танго-хастл ("Tango Hustle"), "линейный"
хастл ("Line Hustle"), хастл-"веревочка" ("Rope
Hustle"), хастл-"праща" ("Sling Hustle") и другие.
Нью-йоркский хастл появился как вариация латиноамериканского и первоначально
тоже исполнялся на шесть счетов (&1-2-3-&4-5-6 -
"и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть"). Около 1980 года танец стал
исполняться на три счета ("и-раз-два-три" - &1-2-3), хотя
существуют отступления и от этого счета ("и-раз-два-три-и-четыре" -
&1-2-3-&4 и "и-раз-два-и-три-четыре" - &1-2-&3-4).
Примерно в то же время из танца начал исчезать "рок-степ" ("rock
step"), окончательно замененный в 1982 году на шаг
"вместе-вперед". Пережив трудные времена спада популярности музыки
диско (в восьмидесятые лишь несколько человек, живших в районе залива
Сан-Франциско, практиковали нью-йоркский хастл), эта версия танца стала
наиболее распространенной в США. Старые варианты исполнения были окончательно
забыты к 1983 году.
Хастл-"праща" известен также под именем "свинг-хастл"
("Swing Hustle") и представляет собой нью-йоркский хастл образца 1980
года (с "рок-степом"), исполняемый под четыре счета. Любой шаг танца
выполняются за один и тот же промежуток времени.
"Уличный" хастл - любое исполнение хастла парой, не изучавшей (или
изучавшей, но безуспешно) хастл в танцевальной студии - отсутствует работа
стопы, какая-либо техника, фигуры произвольны и могут не соответствовать ритму
танца. В общем случае - исполнение хастла при отсутствии (или не относящейся
явно к какому-либо виду хастла) техники.
"Линейный" хастл - танец, исполняемый танцорами в "Лихорадке
субботней ночи". При некоторой модификации, обретает черты линейных
хип-хоп-танцев.
Танго-хастл в последнее время слился с современным тустепом (так называемый
"disco two-step" и "nightclub two-step") - танцем для
ночных клубов, также исполняемый под музыку диско.
Под именем хастл-"веревочка" на самом деле скрывается два танца, один
из которых - вариация меренги (латиноамериканский танец, в котором танцоры
выстраиваются друг за другом, образую длинную цепочку), а второй - тот же самый
нью-йоркский хастл, в котором партнеры держатся не за руки друг друга, а за
концы недлинных лент (или цепочек и веревочек). К сожалению, чтобы не
запутаться в петлях ленты, исполнители вынуждены отказаться от некоторых фигур.
Уникален "двойной" хастл, танцуемый не двумя танцорами, а тремя и больше.
Обычно, этот танец исполняет один мужчина вместе с двумя женщинами, пытаясь
"вести" сразу обеих (есть уникальные попытки одновременного ведения
до пяти партнерш). Существуют версии, в которых одна женщина танцует с двумя
мужчинами поочередно.
Крайне болезненным стал вопрос о том, на какое количество счетов следует
танцевать хастл.
Наиболее распространенным счетом в хастле является "и-раз-два-три"
(&1-2-3). Именно в таком варианте хастл появился в южной Флориде. Этот счет
считается менее удобным для начинающих и непоследовательным: на пресловутое
"и-раз" партнеры отходят друг от друга, а многие считают, что
начинать танец следует со сближения партнеров, да еще и партнерше при таком
счете приходится начинать с левой ноги. В Калифорнии преподают только эту
разновидность танца.
Более удобным для начинающих, но менее распространенным (к примеру,
нью-йоркский хастл никогда так не исполняется) считается счет
"раз-два-и-три" (1-2-&3). Здесь опять возникает проблема: если на
"раз" партнеры сходятся, на "два" - расходятся, на
"и" - делают шаг-приставку, а на "три" сходятся опять, то
как начинать следующее движение - вперед уже хода нет?
Это породило третий вариант счета для хастла - на шесть счетов:
"и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть" (&1-2-3-&4-5-6), что
впрочем, не осталось единственным стандартом исполнения танца на шесть счетов -
чемпион США 1995 года по хастлу Барри Дуглас (Barry Douglas) модернизировал
счет "раз-два-и-три", приведя его к виду
"раз-два-и-три-и-раз-два-и-три" (1-2-&3-&1-2-&3). Исполнение
танца по методике Дугласа легко узнаваемо на танцплощадке - на первое
"три" партнеры не сходятся, а только выводят ногу вперед.
Часть танцоров настаивает на несоответствии "тройного" счета хастла
музыкальному размеру композиций, под которые он исполняется, что привело к
созданию версий хастла, танцуемых на четыре и восемь счетов. К счастью, хастл -
очень демократичный танец, где нет строгих ограничений на манеру исполнения.
Есть несколько гипотез о происхождении хастла.
Гипотеза первая. Прародителем хастла (точнее, всех его версий, исполняемых на
три и шесть счетов) следует считать латиноамериканский хастл. Жизнь ему
подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского
штата Флорида цыган и латиноамериканцев (преимущественно - кубинцев). Пытаясь
приспособить собственные навыки в области танца (исходным материалом служили
салса и свинг Западного побережья) к совершенно им не соответствующим, но
безумно популярным в начале 1970-ых годов ритмам диско, танцоры создали
уникальный прецедент - танец, в котором в четыре доли такта исполняются три
движения (латиноамериканский хастл исполняется на шесть счетов
"раз-два-и-три-четыре-пять-шесть" - 1-2-&3-4-5-6). Получившийся
танец первое время был известен под названием диско-свинг ("disco swing"),
а в Нью-Йорке его считали вариацией свинга Западного побережья и продолжали
называть "West Coast".
Гипотеза вторая (Марии Торрес). Конец семидесятых годов двадцатого века
ознаменовался в Нью-Йорке неслыханной "дискоманией". Мода на новые
мелодии порождала новый танец каждые две недели. Через две недели прихотливый
танец забывался, но какие-то его элементы наследовались
"восприемником". Все это продолжалось в период с 1978 по 1982 год. В
начале восьмидесятых стали популярны более медленные мелодии, исполнение
прежних движений танца в том же темпе приводило к тому, что четыре движения
приходилось делать под три удара, так что потребовалась перестройка танца (стал
исполняться на три счета). Так появился собственно хастл, а те его вариации,
что принято танцевать на четыре счета - более поздние отклонения от стандарта.
Гипотеза третья. Кенни Гонсалес (Kenny Gonzales) по прозвищу "Король
Кенни" (KingKenny), его друг Эдди Вега (Eddie Vega) и Мария Торрес (Maria
Torres) выработали основные движения танца, ставшего известным впоследствии под
именем нью-йоркского хастла, в семидесятые годы в Бруклине.
Из вышеприведенных имен наиболее масштабна и легендарна, конечно же, личность
Эдди Вега, с двенадцати лет непрерывно побеждавшего на всех чемпионатах
Нью-Йорка по хастлу. В семнадцать лет Эдди выиграл Гранд-Чемпионат Dance Fever
("Танцевальная Лихорадка" - популярное телевизионное шоу тех лет), в
девятнадцать (в 1982 году) вместе с Нелли Котто (Nellie Cotto) стал финалистом
Чемпионата США по Бальным танцам (USBC - U.S. Ballroom Championship). В
следующем, 1983 году Эдди Вега снова становится финалистом Чемпионата США, на
этот раз уже с Лурдес Джонс (Lourdes Jones). Сменив несколько партнерш (Нелли
Котто, Лурдес Джонс, Мария Торрес), Эдди начал танцевать в паре с Лизой
Нунсьеллой (Lisa Nunziella), вместе они стали финалистами шоу Эда МакМахана (Ed
McMahan) "Star Search" ("Ищем Звезд") завоевав призовых
100.000 долларов. Пара Вега-Нунсьелла побеждала в шоу "Star Search"
тринадцать раз - по сей день так и не превзойденное достижение. Постоянный
участник бродвейских постановок, музыкальных видео и программ MTV, Эдди Вега
умер от СПИДа в 1990 году.
Судьба одной из его партнерш, Марии Торрес, сложилась иным образом: чемпионка
мира по хастлу 1993 года, Мария является одним из директоров американской
федерации хастла. В качестве постановщика и хореографа Мария участвовала в
создании дневного и вечернего шоу Лу Бега (Lou Bega) "Mambo №5",
видеоклипа "Bailamos" Энрике Иглесиаса (Enrique Iglesias), телевизионных
рекламных роликов компаний Panasonic, Budweisser (с участием Джона Легуизамо -
John Leguizamo), программ MTV, фильмов "Dance with Me" ("Танцуй
со мной", с участием Ванессы Вильямс - Vanessa Williams и Криса
Кристоферсона - Kris Kristofferson), "Summer of Sam" ("Лето
Сэма" с участием Джона Легуизамо - John Leguizamo и Миры Сорвино - Mira
Sorvino) и многих других проектах. Она и сейчас восхищает всех своим
мастерством, продолжая выступать. Одна из ее последних работ - популярная
бродвейская постановке "Swing", номинированная на престижную награду
Тони (в этом мюзикле Мария играет роль "девушки в красном").
Но вернемся к истории появления хастла. Одна из последних версий гласит, что
жизнь хастлу дала песня Ван МакКоя (Van McCoy) "the Hustle" (иногда
ошибочно называемая "Do the Hustle" - по реплике бэк-вокалистов,
периодически звучащей на протяжении всей мелодии). Действительно, сингл с
инструментальной композицией "the Hustle" продюсера (таких
коллективов, как Gladys Knight & the Pips, Melba Moore и The Stylistics),
композитора и исполнителя из Вашингтона Ван МакКоя (6.I.1944 - 6.VII.1979) был
продан тиражом свыше восьми миллионов экземпляров и спровоцировал очередной
виток "хастломании". Забавно то, что спустя год после своего успеха,
Ван МакКой признался в интервью, что не имеет ни малейшего представления о
хастле, как о танце. К несчастью, судьба музыканта сложилась достаточно
печально: ни одно из более поздних его творений не достигло уровня популярности
"the Hustle" (хотя композиция 1977 года "the Shuffle"
использовалась в качестве основной музыкальной темы для спортивных репортажей
на BBC Radio 4 в течение двадцати лет). Ван МакКой скончался в 1979 году от
сердечного приступа, оставив после себя достаточно обширную (для семи лет
творчества) дискографию.
В России хастл появился в начале девяностых, в студии при Московском
Государственном Университете (на двенадцатом этаже Главного здания). Первые
турниры стали проводиться в 1994 году, в 2000 году началась работа по приданию
официального статуса Московской Федерации Хастла, и в том же году начались
первые переговоры с американской федерацией о создании международной
организации аналогичной IDSF, которая бы объединяла в себе ассоциации и
федерации любителей хастла.
Если Вас хоть немного заинтересовал этот необычный танец, воспользуйтесь
советом - посмотрите два замечательных фильма 1977 года: "Roseland"
("Страна Роз") с Кристофером Уокеном (танец пары Floyd
Chisholm-Annette Riveria) и "Saturday Night Fever" ("Лихорадка
субботней ночи") с Джоном Траволтой (John Travolta). Кстати, именно ролью
в этом фильме Джон Траволта заслужил всеобщее уважение любителей танца, и по
сей день оставаясь ведущей фигурой в списке лиц, внесших неоценимый вклад в
развитие хастла.
|