Всё началось во время рабства в Бразилии. Рабы перевозились из Африки в
Португалию. Там они работали на плантациях, где сахар и табак были
основными посевами и спрос на рабский труд был велик. Рабы были из
различных регионов Африки и поэтому имели разные культуры.
Рабы
начали сбегать, и организовали несколько массовых мятежей. Многие рабы
убегали в горы и создавали небольшие сообщества (киломбуш). Внутри
таких сообществ Капоэйра начала приобретать основные формы. Была
разработана и практиковалась техника самозащиты. Рабы, которые были
возвращены на плантации, учили других Капоэйре. В воскресенье у них был
выходной - и в этот день они практиковали Капоэйру. Но на плантациях
через некотрое время Капоэйра была изменена. Музыка, пение, танцы и
ритуалы были добавлены, чтобы скрыть истинное назначение смертельного
боевого искусства.
За 25 лет существования Европейских колоний
в Бразилии было 11 крупных восстаний, кульминацией которых была отмена
рабства 13 марта 1888 года. После отмены рабства некоторые экс-рабы
возвращались в Африку, но многие остались в Бразилии. В городах по
большому счёту им нечем было заняться и многие из них содавали
криминальные структуры. Другие, более удачливые и знавшие Капоэйру,
были наняты политиками в качестве телохранителей. Все, кто знал
Капоэйру, рассматривались правительством, как "потенциально опасные".
Основным
направлением деятельности этих Капоэрист (людей, занимающихся
Капоэйрой) было разрушение политической жизни страны. В 1890-х весьма
влиятельные люди в правительстве занимались Капоэйрой. Это была угроза
для правительства, и президент создал специальные полицейские
подразделения для контроля над ситуацией. Когда эти меры не увенчались
успехом, был введён жёсткий уголовный кодекс. В этом кодексе 10 пунктов
были специально посвящены действиям, практике и преступлениям
относительно Капоэйры. Был издан жёсткий закон, который гласил, что
любой человек, знающий Капоэйру, должен быть экспатриирован. Для
приведения этого закона в действие президент назначил человека по имени
Sampaio Ferraz, у которого была репутация самого безжалостного шефа
полиции в истории Бразилии. Его назначили, по сути, чтобы уничтожить
Капоэйру. Что интересно - Sampaio был сам отличным Капоэристой и был
грозой гангстеров. Подразделения Sampaio изучали Капоэйру, так что они
могли могли противостоять "врагам" на равных. Не встречая серъёзного
сопротивления Капоэрист, а также благодаря поддержке влиятельных людей,
он смог добиться успеха миссии.
Один инцидент окончил
неутомимые поиски Капоэрист. Sampaio арестовал человека по имени Juca
Reiz, дворянина, за практику Капоэйры и потребовал, чтобы тот был
экспатриирован. Это вызвало негодование в правительстве среди
президентского кабинета министров. Президент срочно собрал совет,
обсуждение шло 18 дней, после чего два члена кабинета министров подали
в отставку и Juca был экспатриирован. После этого случая поведение
Капоэрист изменилось. Но это изменение было в их пользу. Оппозиция в
правительстве создала чёрную милицию, чтобы противостоять президенту.
Эта милиция состояла исключитаельно из Капоэрист и они сеяли страх в
столице. Полиция была бессильна против них, ситуация стала критической,
поскольку Бразилия готовилась к войне с Парагваем. Чёрная милиция была
послана на фронт, и вдруг бандиты стали национальными героями. Капоэйра
входит в другую фазу своей истории...
Закон, запрещающий
практику Капоэйры, всё ещё действовал вплоть до 1920 года. Под сильным
давлением по всей стране Капоэйра стала менее агрессивной и была
замаскирована под "народный танец". В тайных убежищах Капоэристы делали
всё возможное, чтобы сохранить свои традиции, и под видом народного
искусства, сделали её более приемлимой для общества. В эти годы для
Капоэристы было обычным иметь два-три прозвища. Полиция знала всех
Капоэрист именно по этим прозвищам, а не по реальным именам,
следовательно, их было труднее арестовать. (Эта традиция живёт и по сей
день, когда люди проходят "посвящение", batizado, им дают прозвища).
Современная
капоэйра имеет два основных направления - Капойэра Ангола [Capoeira
Angola], более медленая, силовая, с зависаниями в перевернутом
положении, пронизанная магией Кандомбле [Candomble], требующая
недюжинных физических сил. Существует также стиль Капоэйра Режиональ
[Capoeira Regional]
В 1930 году мэстрэ Bimba (Manoel dos Reis
Machado), один из наиболее видных мастеров Капоэйры, получил
приглашение от президента продемонстрировать своё искусство в столице.
После успешного выступления, он возвращается домой, и, с разрешения
правительства, открывает первую формальную школу Капоэйры в Бразилии в
1932 году. Это был первый шаг в основании официальной Капоэйры и год
спустя сенат издал указ о присвоении Капоэйре статуса национального
спорта. Капоэйра продолжала развиваться и вскоре распространилась по
всему миру. Она и сейчас растет, посредством практики и средств
массовой информации. Мэстрэ Bimba стал основателем стиля Капоэйры
Regional (Luta Regional Baiana). Стиль был создан в ответ на опасности
улиц двадцатых годов. Regional сосредоточен на боевых аспектах
искусства. Мэстрэ Bimba хотел узаконить Капоэйру, как форму самозащиты,
атлетическую игру, улучшающую технику движений и создающую
последовательности тренировки.
Мэстрэ Паштинья [Mestre Pastinha]
- полное имя Висенте Ферейра Паштинья начал изучать капоэйру с 8 лет.
Он изучал Капоэйру Ангола - более древнюю, силовую, медленную и
шаманскую разновидность капоэйры. Обучался он ежедневно в течении 10
лет. Затем служил на бразильском военно-морском флоте. "Сойдя на
берег", в 1910 Паштинья открыл свою первую школу, которая находилась в
велосипедном клубе. Накопленный опыт и высокий уровень подготовки
позволили ему свободно нести капоэйру в массы. Паштинья был первым, кто
ввел униформу в капоэйре. В 1964 г. при помощи друга Жоржи Армаду он
написал книгу под названием "Капоэйра Ангола", а также записал альбом
"Капоэйра Ангола - Мастер Паштинья и его Академия".
Пока никто
не отрицает огромное влияние Африки на Капоэйру, но никто не нашёл
схожие с Капоэйрой формы в Африке. Всё, что написано по данному
вопросу, является предположением. Самая ранная историческая запись,
относящаяся к Капоэйре, датируется приблизительно 1770-м годом, это уже
после установления рабства в Бразилии. Никаких дальнейших записей не
обнаружено вплоть до ранних 1800-х, в виде полицейских записей из Рио
де Жанейро.